Смерть
Отношение бахаи к смерти характеризуется оптимизмом. Бахаулла говорит:
![]() |
О СЫН ВЫСОЧАЙШЕГО!
Я соделал для тебя смерть вестником радости. Что же ты печалишься? Я повелел свету излить на тебя своё сияние. Что же ты укрываешься? |
![]() |
Завещание
Прежде всего, с вопросом о смерти связано написание завещания.
![]() |
Всякому вменяется в обязанность написание завещания. Пишущий завещание должен украсить начало его Величайшим Именем, свидетельствовать в нём о единосущности Бога в Рассвете Его Откровения и упомянуть, по желанию своему, о том, что достойно похвалы, да будет сие свидетельством в его пользу в царствах Откровения и Творения и сокровищем, хранимым у Господа его, Верховного Защитника, Верного. | ![]() |
В завещании бахаи может распоряжаться своим имуществом, как ему угодно,— конечно, в пределах допустимого законом, а также при условии, что уплачены все долги и обеспечена необходимая сумма на похороны. Следует особо оговорить своё желание быть похороненным по обряду Бахаи — нужно уведомить об этом Местное Духовное Собрание и своих родственников, а также всех, кто может иметь к этому отношение. Завещание считается священным, и если верующий завещает Собранию сделать что-нибудь, оно должно осознавать свою ответственность. Однако неразумные требования могут быть отклонены — например, такие пожелания, которые возлагают на Собрание чрезмерное финансовое бремя или такие, которые могут повредить интересам и репутации Веры. Если в завещании содержатся пункты, противоречащие Закону Бахаи, Собрание должно признать их недействительными и не исполнять их. Если, согласно закону государства, это влечёт за собой потерю Собранием прав быть исполнителем завещания вообще, Собрание должно отказаться от этого права полностью. Собранию не следует разрабатывать некую «образцовую форму» завещания. Каждый верующий должен составлять его самостоятельно.
Правила проведения похорон
Сама церемония похорон должна быть как можно проще, не следует вносить в неё дополнительных ритуалов или обычаев. Нужно особо опасаться того, что в среде верующих возникнет какая-то система жёстких ритуалов или традиций. Помимо подготовки тела к погребению вся церемония, в сущности, состоит только из соборной Молитвы по усопшему. Ниже приведены основные требования к погребению умершего бахаи.
Расстояние до места погребения
Запрещается перевозить тело более, чем на расстояние часа пути от места смерти. Транспорт может быть любой, важно, чтобы это было именно не больше часа по времени. Расстояние может исчисляться от границы города, поскольку «местом» можно считать город, а не только, скажем, дом, где человек умер.
Кремирование запрещено
Тело должно быть похоронено, а не кремировано.
Молитва по усопшему
Должна быть прочитана Молитва по усопшему (приводится во всех изданиях Китаб-и-Агдас; это молитва, где есть шесть особых стихов, каждый из которых повторяется по 19 раз; см. ниже). В этой молитве можно менять род мужской/женский в зависимости от того, кого хоронят. В других молитвах этого делать нельзя и они должны читаться так, как явлены. Эта обязательная Молитва по усопшему читается одним человеком, хотя и называется соборной молитвой, то есть такой, которая совершается совместно. Её читает один человек, все остальные стоят молча. Эта Молитва произносится на похоронах бахаи старше 15 лет.
Тело не должно бальзамироваться
Ритуалы подготовки тела
Тело должно быть заботливо обмыто и завёрнуто в белую материю, предпочтительно в шёлк (пять отдельных кусков). Если не позволяют средства, можно взять хлопчатобумажную материю и даже ограничиться одним куском.
Гроб
Гроб должен быть из хрусталя, камня или твёрдого хорошего дерева. В письме от имени Шоги Эффенди приводится такое объяснение этому:
![]() |
Баб велел нам хоронить умершего в шёлке (если возможно) и в гробу из хрусталя. Почему? Потому что тело, хотя ныне и ставшее прахом, было в своё время возвышено через бессмертную душу человека! | ![]() |
Вот что говорит Сам Бахаулла:
![]() |
Господь повелел, чтобы усопших хоронили в гробах из хрусталя, твёрдого и прочного камня или хорошего долговечного дерева, и на пальцы им надевали кольца с гравировкой. Он, воистину, Верховный Устроитель, обо всём Ведающий. | ![]() |
Кольца
На пальце умершего должно быть надето кольцо с надписью: «Начало моё — в Боге, и к Нему возвращаюсь я, отрешась ото всего, кроме Него, крепко держась за Имя Его Милостивый, Сострадательный».
Смерть во время путешествия по морю
Если смерть произошла на море и нет возможности никакими способами достичь земли менее, чем за час пути, можно следовать морским обычаям похорон. Однако всё же будет гораздо лучше, если тело будет предано земле.
Расположение тела в гробу
Лицо усопшего должно быть обращено к Кибли (т. е. тело должно лежать ногами в сторону Бахджи).
Надгробия
Можно устанавливать надгробный камень. Следует понимать, с какой целью это делается. Вот что сказал Шоги Эффенди в письме, написанном от его имени:
![]() |
Установка надгробного камня не имеет другого смысла, кроме как подчеркнуть нашу глубочайшую уверенность в том, что наши души приходят от нашего Творца и к Нему возвращаются, и что в Него мы верим и на Него уповаем. | ![]() |
Хранитель полагал, что Величайшее Имя в любой форме слишком свято для того, чтобы помещать его на надгробных камнях. Вполне подходит для этой цели 9-конечная звезда, а также уместная цитата из Священных Писаний. Если надгробный камень уже установлен и на нём использовано Величайшее Имя, то, как говорит Шоги Эффенди, «естественно», что всё можно так и оставить. Обычно установление таких памятников и воздвижение склепов над могилами оставлено семье усопшего, и все расходы тоже несут они.
Поминальные встречи
Можно (и даже, в общем-то, нужно) проводить поминальные встречи, однако Хранитель предупреждает нас против следования традициям прошлого (имеются в виду, вероятно, поминальные встречи на девятый, сороковой и т. д. дни). Следует, как он говорит, лучше показывать образ жизни бахаи и утверждать независимый характер нашей Веры.
Можно ли завещать своё тело для медицинских исследований
Можно завещать своё тело для медицинских исследований. Однако следует особо оговорить, что останки не должны кремироваться и должны быть похоронены на расстоянии не больше часа пути. Нужно особо упомянуть об этом в завещании и подчеркнуть, что вы делаете это, поскольку желаете послужить благу человечества и после смерти.
Можно ли разбирать тело на органы
![]() |
Мы не встречали в Писаниях ничего конкретного касательно пересадки сердца или других органов, или насчёт времени смерти, и Всемирный Дом Справедливости не желает в настоящее время делать никаких заявлений по этим пунктам. | ![]() |
Самоубийство
![]() |
Самоубийство запрещено в Вере. Только Бог, Творец всякой жизни, может забрать её и распорядиться ей так, как Он посчитает наилучшим. Всякий самоубийца наносит вред своей душе и будет страдать духовно в результате этого в иных, Запредельных Мирах».
Однако бахаи, совершивший самоубийство, не перестаёт от этого считаться бахаи; он также должен быть похоронен по обряду Бахаи и за него следует так же молиться, как и за других усопших. |
![]() |
Скорбь в результате смерти близких
Шоги Эффенди в письме, написанном по его поручению, так говорит нам о скорби, связанной со смертью близкого нам человека:
![]() |
...Он был очень опечален, услышав о Вашем горе и трудностях. Если единственная причина этого — смерть Вашего сына, то это не совсем оправданно, по крайней мере, в свете учения Бахауллы. Он ясно заявил, что если бы мы обладали достаточной зоркостью, чтобы видеть мир иной, и разумом, способным представить его славу, мы не пожелали бы остаться здесь даже на мгновение. Человеку назначено Богом пройти дорогой духовного развития, уходящей в вечность. Его жизнь на этой земле — только первая стадия этого развития. Когда мы перерастаем нашу физическую форму и Бог считает, что мы уже готовы собрать плоды нашего духовного развития, мы отправляемся в мир иной. Мы называем это смертью исключительно по причине нашей близорукости. Более правильным термином была бы «более изобильная жизнь». Это наш шаг вперёд. Таким образом, в свете учения, правильным отношением для Вас было бы молиться о том, чтобы Бог окружил Вашего сына Своими беспредельными благословениями, чтобы Он ускорил его развитие и даровал ему то благоденствие, которое ожидает всякую... душу. | ![]() |
Молитва по усопшим
О мой Боже! Сие есть Твой слуга и сын Твоего слуги, уверовавший в Тебя и в знáмения Твои и обратившийся к Тебе в полном отрешении ото всего, кроме Тебя. Воистину, из всех являющих милость Ты — наимилостивый.
Поступай с ним, о Ты, Кто прощает грехи человеков и скрывает проступки их, как подобает небесам Твоей щедрости и океану Твоей благодати. Дозволь ему вступить в пределы Твоей совершенной милости, что была прежде, чем были сотворены земля и небо. Нет Бога, кроме Тебя, Вечно Прощающего, Прещедрого.
После этого пусть читающий молитву шестикратно повторит приветствие: «Алла-у-Абха», а затем повторит по девятнадцать раз каждый из следующих стихов:
Все мы, воистину, поклоняемся Богу. Все мы, воистину, склоняемся пред Богом. Все мы, воистину, преданы Богу. Все мы, воистину, воздаем хвалу Богу. Все мы, воистину, возносим благодарения Богу. Все мы, воистину, терпеливы в Боге.
(Если молитва читается по усопшей, пусть читающий скажет: «Сие есть служанка Твоя и дочь служанки Твоей...» и т. д.)[6]
Дополнительные материалы
- Справочник «Светочи руководства», раздел XIII.
Ссылки на источники
- ↑ Бахаулла. Китаб-и-Агдас, К109.
- ↑ Бахаулла. СОКРОВЕННЫЕ СЛОВА с арабского, № 32.
- ↑ Бахаулла. Китаб-и-Агдас, К128.
- ↑ Цитируется в справочнике «Светочи руководства», № 983.
- ↑ Справочник «Светочи руководства», № 630 и далее.
- ↑ Бахаулла. Молитвы и размышления, CLXVII.